Главная / Триммеры и мотокосы / Штанга и редуктор мотокосы

Штанга и редуктор мотокосы

Основные элементы мотокос: штанга и редуктор

работа с мотокосой

Продолжаем изучать строение триммеров и мотокос.

Штанга

Видов штанг всего два: прямая и изогнутая. И здесь между триммерами и мотокосами существенная разница: у мотокос внутри штанги проходит вал. Именно поэтому штанги мотокос выглядят довольно просто: стальная или алюминиевая трубка диаметром 22-28 мм. Вал для изогнутой штанги, разумеется, должен быть гибким, в прямую в качестве вала часто ставят кованый пруток. Вал вращается на подшипниках и поддерживается внутри несколькими дополнительными опорами, чаще всего втулками, но попадаются и шарикоподшипники. Полностью собранная коса имеет длину 1,5-2 м, транспортировать и хранить её не всегда просто, по крайней мере, в багажник легкового автомобиля она, скорее всего, не войдёт – придётся раскладывать сиденья. Некоторые модели выпускаются с разъёмными штангами. Это как минимум экономит место, а у многих производителей к моторной «половинке» косы можно прикрепить дополнительные насадки, к примеру кусторез, мини-культиватор или цепную пилу-высоторез. Следует только учесть, что разъёмная штанга – это ещё один узел, его элементы могут сломаться, и стоить такая коса будет немного дороже.

Отдельный тип мотокос – ранцевые. Двигатель крепится за спиной, от него идёт гибкая штанга, которая соединяется с жёсткой. В быту они не применяются, а вот для профессиональной работы удобны.

Штанги у триммеров обычно выполняются совместно с задними рукоятками. Особых нагрузок они не несут, длина штанги меньше, сами триммеры предназначены для более «деликатных» работ, а возможностей у них больше. Часто устанавливается раздвижная телескопическая штанга, которая позволяет и уменьшить общую длину при хранении (пусть даже на десяток-другой сантиметров), и развернуть триммерную головку вертикально или под другим углом в положение, удобное для обкашивания краёв газонов. Встречаются триммеры, у которых можно отрегулировать угол наклона головки относительно штанги, это помогает не только при подгонке «под себя», но, например, при кошении под кустами, скамейками или неровных участков вроде альпийских горок. Есть также разъёмные (только для уменьшения габаритов, другое оборудование на верхнюю часть триммера поставить нельзя, да в ней, кроме провода и выключателя, и нет ничего) и даже складные разновидности. В общем, это тот элемент, на котором «отрываются» и конструкторы, и дизайнеры.

Редуктор

редуктор мотокосы

За исключением «экзотики» редуктор ставится на мотокосы с прямой (в крайнем случае слегка изогнутой) штангой. Нужен он для передачи крутящего момента от штанги к режущему оборудованию, находится в нижней части штанги. На косах с жёстким валом без редуктора не обойтись, да и нагрузка на гибкий вал в прямой штанге уменьшаются. Технически редуктор – две шестерни, расположенные под углом друг к другу, установленные в общей сложности на трёх или четырёх (тогда можно встретить термин «усиленный редуктор») шарикоподшипниках. Корпус обычно из алюминиевого сплава, на лёгких моделях бывает пластиковым. Большинство редукторов – обслуживаемые, сбоку на корпусе находится болт, отвернув который можно пополнить запасы смазки. Если такого болта нет, предполагается, что обслуживать редуктор незачем – смазка рассчитана на весь срок службы. Редукторы понижающие, передаточное число – в пределах 1,2-1,4, то есть крутящий момент на выходном валу выше, а частота вращения – ниже, чем у двигателя.

Что касается «экзотики» — обычных прямых понижающих редукторов, то смысл тот же: увеличить «мощность», вернее, всё-таки крутящий момент. Дело в том, что у маломощного, но высокоскоростного электродвигателя есть свои преимущества, а чересчур большие обороты режущего оборудования попросту не нужны. Такие редукторы ставят между мотором и выходным валом, у мотокос редуктор может быть установлен или внизу, или вверху, в корпусе. Впрочем, подобные модели – буквально единичные образцы из общего числа представленных на рынке.